Методы,
приёмы и формы работы, используемые на
уроках русского языка и литературы.
Одной из основных методических инноваций
являются интерактивные методы обучения. Под интерактивными методами обучения
(от англ. inter - “между”; act – “действие”) мы будем понимать систему правил
организации продуктивного взаимодействия учащихся между собой и с учителем в
форме учебных, деловых, ролевых игр, дискуссий, при которых происходит освоение
нового опыта и получение новых знаний.
Интерактивные методы: игровые методы,
Парные и групповые, «Древо решений», «Мозговой штурм», «Общая дискуссия»,
Проекты, Кейсы, Лекции, Семинары, «Общий галдёж»
Словесные ассоциации, ПОПС-формула и
другие.
Ролевая игра.
Это маленькая сценка, разыгрываемая
учениками. Её цель – наглядно представить, увидеть, оживить обстоятельства или
события, знакомые ученикам. Например, знакомый всем прием «Перевоплощение»
можно использовать при изучении гоголевского «Ревизора». Каждый участник игры
выбирает роль для идентификации, имя которого записывает на карточки и прячет в
карман. Персонажи не должны повторятся. Задавая косвенные вопросы, касающиеся
мировоззрения, способа жизни и характера героя, участники пытаются определить
роли друг друга пары и группы. Как
наиболее простой способ организации интерактива, групповая работа позволяет:
- за короткий срок изучить и обсудить
объемный материал;
- решать задачи дифференцированного и
разноуровневого обучения в рамках урока;
- активизировать процессы социализации
школьников.
Вопросы и задания непременно должны быть
проблемного, исследовательского, развивающего и творческого характера разного
уровня трудности и сложности.
«Древо решений». Класс делится на 3 или 4 группы. Каждая
группа обсуждает вопрос и делает записи на своем «дереве» (лист ватмана), потом
группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи.
«Мозговой штурм». Это способ поощрения
активности учеников и быстрого генерирования идей. Может быть использован для
решения конкретной проблемы или поиска ответа на вопрос. Учащиеся класса
делятся на группы и в течение 5-6 минут проводят мозговую атаку. После этого все
наиболее интересные идеи передаются другим группам для фантазирования и
генерирования идей ассоциацией. Эти вторичные идеи и являются основой для
решения содержательных проблем.
Общая дискуссия, дебаты. Учебной
дискуссией называют целенаправленное, коллективное обсуждение конкретной
проблемы, сопровождающееся обменом идеями, суждениями, мнениями в группе.
Запись на доске проблемного вопроса:
«Кто оказался счастливее: блудный сын, успевший вернуться к своему отцу, или
Дуня, нарядная, разбогатевшая?»
Процедура:
1 шаг. Класс делится на 2 группы.
2 шаг. Ученики одной группы обсуждают и
записывают аргументы в пользу («за») положительного ответа на проблемный
вопрос, записанный на доске, ученики второй группы – в пользу отрицательного
ответа («против»).
3 шаг. Ученики первой группы высказывают
своё доказательство в пользу своей точки зрения и выслушивают от учеников
второй группы свое доказательство. Обсуждение продолжается до тех пор, пока
стороны не высказали все свои аргументы и контраргументы.
Проектная деятельность. Самостоятельное
исследование различных тем, проводимое учениками в течение некоторого времени.
4. Подведение итогов.
ПОПС – формула:
П – позиция («Я считаю, что…»)
О – объяснение (или обоснование)
(«Потому что …»)
П – пример («Я могу это доказать это на
примере …»)
С – следствие (или суждение) («Исходя из
этого, я делаю вывод о том, что…»).
При использовании инновационных
технологий в обучении русскому языку и литературе успешно применяются следующие
приемы:
«Общий галдёж». Приём, применяемый для смены темпа урока,
своеобразная физкультминутка, возможность общения в парах или группах.
«Радуга». Например, стихотворение
А.С.Пушкина «Зимнее утро» читается учеником. Каждый ученик мысленно
представляет цветовую гамму всех предметов, изображенных в стихотворении, и по
содержанию текста изображает их цветом, рисуя на листе белой бумаги А-4 в форме
дуги снизу вверх. После того, как все предметы получили цветовое изображение,
получается радуга.
Схема: Вижу, слышу, чувствую. Каждый
ученик в тетради заполняет на листе белой бумаги А-4 схему: вижу, слышу,
чувствую по содержанию любого текста.
Прогнозирование содержания по названию
произведения.
1 шаг. Каждый ученик обдумывает и кратко
записывает содержание предполагаемого текста, который носит название «Лошадиная
фамилия».
2 шаг. Ученики объединяются в группы по
три человека и рассказывают друг другу придуманные ими рассказы.
3 шаг. Ученики в группах читают рассказ
А.П.Чехова «Лошадиная фамилия» и сопоставляют свои варианты с рассказом
писателя.
Приём «Реклама». Учитель предлагает прорекламировать предмет,
на подготовку 5- 10 мин. Пример:
создайте рекламу Серебряному веку русской поэзии. Придумайте слоган …
Приём «Телеграмма». Приём актуализации
субъективного опыта. Очень краткая запись.
Например, кратко написать самое важное, что уяснил с урока. Написать в
телеграмме пожелание герою произведения, лирическому герою стихотворения.
Написать пожелание себе с точки зрения изученного на уроке и т.д.
Комментариев нет:
Отправить комментарий