понедельник, 2 ноября 2020 г.

Эх, война, что ты, подлая, сделала… (эссе)

                                                                                     Памяти бабушки, мамы и тёти посвящаю

Маленькой девочкой я больше всего на свете боялась, что начнётся война. Я слышала о ней с детства: бабушка рассказывала о тяжёлом военном времени, неизменно вытирая слёзы, так тяжелы были эти воспоминания. Сейчас я жалею, что не записала эти истории сразу, но многие из них я помню, наверное, из-за того, что бабушка Таня говорила так, что и у меня во время этих рассказов глаза тоже были на мокром месте.

В начале войны у бабушки было 6 детей, двое из них были приёмными. Мужа сразу забрали на фронт, и он погиб в 1942 году под Смоленском. Детей воспитывали две женщины: Гаврюшкова Татьяна Кузьминична  и её мама, Анна.

Приёмные дети в семье появились перед самой войной, это были дети двоюродной сестры моей бабушки. Их мама умерла незадолго до войны, а отца репрессировали за то, что он неосторожно пошутил.

После смерти жены ему пришлось продать корову: она перестала доиться. Эта была настоящая трагедия для семьи, в которой маленькие дети. Он, тяжело вздыхая, сказал своему соседу: «Ну вот одну мать похоронил, а другую – продал». Сосед решил, что вторая мать – это родина и написал на него донос. Многодетный отец был арестован и несколько лет просидел в тюрьме, вышел перед войной, попал на фронт и вскоре был убит.

Поначалу старших братьев Федьку и Ваньку отдали в детский дом, что находился в 7 километрах от деревни, где жила семья бабушки, а младших детей разобрали родственники. Пробыв несколько дней в детском доме, братья ночью сбежали оттуда и через овраги вернулись в дом к бабушке Ане, которая была их крёстной. Увидев их, уставших и продрогших, прошедших через овраги и лес по бездорожью, баба Аня приняла решение «не возвертать робят в казённый дом, а оставить в своём дому».

Жизнь моей семьи ничем не отличалась от жизни других семей. Бабушки работали в колхозе, практически все дети, кроме самых маленьких, помогали взрослым чем могли.

Об этом мне уже рассказывала и моя мама, Гаврюшкова Екатерина Васильевна. Когда началась Великая Отечественная война, ей было 10 лет. Она была старшей в семье и вместе с троюродным братом Федей, весной, когда было совсем тяжело, ходила по соседним деревням просить милостыню.

Мама рассказывала, что они радовались и картошке, и сухарику, и горстке зерна. Возвращаясь домой уставшими и голодными, у них даже в мыслях не было съесть самим то, что им подали.

А дома бабушка Аня, смешав всё, что принесли дети, добавив молодой лебеды или крапивы, пекла лепёшки на углях, и это была настоящая отрава, от которой болели животы, а кожа покрывалась страшной сыпью, но больше есть было нечего, и дети глотали черные горькие лепёшки, понимая, что так, возможно, они протянут до нового урожая картошки.

В самом начале войны в семье была корова, «кормилица», как ласково называла её бабушка. Всех коров тогда сгоняли на колхозные поля для пахоты, поскольку лошадей не было, их забрали на фронт. Бабушка не давала свою корову, ведь от тяжёлой работы у неё пропадало молоко, и в тяжеленный плуг впрягалась сама. Когда становилось невыносимо, на помощь ей приходили дети. И моей маме довелось вместе с братьями потаскать этот плуг. Рабочий день во время посевной начинался в четыре часа утра и заканчивался поздно вечером, при этом голодным селянам надо было успеть еще засадить и свой собственный огород.

Мама рассказывала, что в поле приходилось чуть ли не жить. С утра до позднего вечера кипела работа, и делали её дружно. «Тогда люди дружнее были, помогали во всем. Никого не нужно было упрашивать, просто знали –надо». Но даже при такой жизни, мама не называла своё детство несчастным. Хоть и было оно босоногим, но между жителями царила полная взаимовыручка, и даже веселиться удавалось.

В войну мои бабушки сохранили всех детей. Пройдя холод, голод, изматывающую работу, дети выросли достойными людьми, сохранив в себе самые главные человеческие качества: милосердие, доброту и взаимовыручку.

Я запомнила бабушку такой, какой вижу её на старой фотографии: в платочке, с морщинами на лице, с натруженными шершавыми руками, но необыкновенно доброй и к своим детям, и к внукам. Войны начала 20 века лишили её детства, счастливой женской доли, но выдержку, трудолюбие и милосердие она сумела передать своим детям и внукам.

Может быть, из-за рассказов, услышанных мной в детстве от мамы, от учителей, от ветеранов, отношение к войне у меня трепетное. Теперь уже я стараюсь передать события тех далёких лет своим сыновьям и ученикам, чтобы они помнили….

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий